Санкт-Петербург
На протяжении двух столетий жизни императорского Петербурга здесь жило и работало огромное количество немцев. Они внесли существенный вклад в становление российской государственности, интенсивное развитие науки и культуры. В их числе – политики и военные, крупные ученые и мореплаватели, купцы и промышленники, мастера и ремесленники, врачи и аптекари, меценаты и благотворители. А также художники, скульпторы, архитекторы, создавшие неповторимый облик Петербурга – города-музея под открытым небом.
Маршруты познакомят петербуржцев и гостей Северной столицы с многочисленными «немецкими» адресами – здесь творили и планировали, строили и совершали открытия, торговали и делали пожертвования петербургские немцы. Среди них математик Леонард Эйлер, изобретатель гальванопластики Борис Якоби, естествоиспытатель Петр Паллас, руководитель первого российского кругосветного путешествия Иван Крузенштерн. А еще первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, знаменитый фотограф Карл Булла, архитекторы Юрий Фельтен и Андрей Штакеншнейдер, скульптор Петер Клодт, придворный ювелир Карл Фаберже, крупнейший благотворитель Александр Штиглиц, создатель первой системы электрического освещения в стране Карл Сименс и даже прусский посланник Отто фон Бисмарк. С помощью онлайн-путеводителя «Городские истории о немцах России» можно отправиться в увлекательное путешествие по следам петербургских немцев и открыть для себя много удивительных, потрясающих воображение фактов.
Краткая историческая справка о представителях немецкой национальности в Санкт-Петербурге в разные времена
Еще на заре существования Петербурга Петр I пригласил в новую российскую столицу большое количество иностранцев. Среди них были не только крупные военные и государственные деятели, блистательные ученые и инженеры, талантливые архитекторы и скульпторы, но и многочисленные врачи и аптекари, купцы и промышленники, мастеровые и ремесленники. Берега Невы активно заселяли выходцы из германских земель, а также остзейские (прибалтийские) немцы. Новый приток иноземцев в Петербург начался после Манифестов Екатерины II о позволении иностранцам селиться в России. Среди желающих переехать в Российскую империю немцы составляли большинство. Образовалось значительное количество колоний не только в столице, но и за ее пределами, под Петербургом. Немецкие колонисты охотно сдавали петербуржцам дачи на лето, торговали продуктами на местных рынках. Если в первой трети XVIII в. в пяти петербургских немецких общинах насчитывалось не более 10 тыс. человек, то к началу XX столетия количество общин увеличилось до 13, а число немцев, населяющих город, – до 50 тыс.
Немцы играли ведущую роль во многих областях государственной и общественной жизни. Начиная со второй половины XVIII в. страной управляли потомки Екатерины II (принцессы Ангальт-Цербстской) и Петра III, (герцога Гольштейн-Готторпского), внука Петра I, сочетавшиеся браком с немецкими принцессами. Выходцы из германских земель занимали важнейшие государственные посты, возглавляли министерства и ведомства, самоотверженно сражались на поле брани за интересы Российской империи.
Немецкие исследователи совершали серьезные открытия в стенах Академии наук, инициировали значимые изыскания и создавали научные лаборатории, преподавали, а также бороздили моря и океаны, возглавляя важнейшие российские экспедиции. В числе знаменитых мореплавателей немецкого происхождения – организатор и руководитель первого российского кругосветного путешествия Иван Крузенштерн, первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, исследователи Арктики и полярных областей Федор Литке Фердинанд Врангель.
Именно благодаря немцам сформировалась полноценная система медицинской помощи в Петербурге и России, включавшая сеть аптек, больниц и лечебниц, родильных домов и других медучреждений. В XIX в. доктора с немецкими корнями работали практически во всех лечебных заведениях Петербурга и стояли во главе многих врачебных объединений, издавали научные медицинские журналы международного уровня.
Очень многие архитекторы, скульпторы, художники, чей талант сформировался на петербургской земле, вышли из германских родов. Все они приняли большое участие в формировании уникального облика Северной столицы. Немцы активно занимались благотворительностью, инициировали строительство в Петербурге не только больниц, оснащенных по последнему слову науки и техники, но и многочисленных приютов, а также учебных заведений, где реализовывались передовые педагогические идеи и взгляды, открыли в Петербурге первые российские типографии и нотные издательства.
Промышленникам немецкого происхождения принадлежали крупнейшие петербургские фабрики по производству фортепиано и других музыкальных инструментов, мебели, обуви и табака, а также крупные предприятия, среди которых самым важным и известным стало Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Заметное место в финансовой жизни столицы занимали банки, основанные петербургскими немцами.
Первая немецкая община Петербурга. Одна из важнейших улиц исторического центра – Миллионная, где расположены здания Эрмитажного комплекса, – в начале XVIII в. именовалась Немецкой. Здесь, в непосредственной близости от Зимнего дворца Петра I, находилась община Святого Петра, ядро которой первоначально составили немцы, работавшие на Адмиралтейской верфи. Неподалеку жили личные медики императора и располагалась Главная аптека под управлением немецких провизоров. В 1727 г. лютеранская община получила в дар от государства участок земли на Невском проспекте, где впоследствии и была построена Петрикирхе, ныне одна из главных достопримечательностей исторического центра.
Немцы на Невском проспекте. Храм – предшественник легендарной Петрикирхе – был заложен в 1728 г., а три десятилетия спустя при нем открылась знаменитая Петришуле, одна из лучших петербургских школ, где учились дети разных национальностей и вероисповеданий. В середине XIX в. община Святого Петра насчитывала больше 17,5 тыс. прихожан и охватывала все слои петербургского общества – от ремесленников до принцев Ольденбургских. По обе стороны от Петрикирхе располагались два церковных дома, где были не только квартиры пасторов, но и лавки немецких купцов и книгоиздателей. На Невском проспекте находились многочисленные магазины и мастерские, принадлежавшие немецким предпринимателям, жили крупнейшие меценаты и благотворители немецкого происхождения. И сегодня улицу украшают великолепные дома, созданные архитекторами и скульпторами с германскими корнями.
Немецкая слобода на Васильевском острове. Несмотря на то, что немцы в Петербурге селились достаточно неравномерно, в настоящую Немецкую слободу быстро превратился крупнейший остров города, где находился один из центров общественной, государственной и деловой жизни. Связано это было с непосредственной близостью к органам управления, зданию Биржи и торговому порту, Академии наук и Академии художеств – во всех этих учреждениях работало огромное количество выходцев из германских земель.
Именно на Васильевском острове обосновался богатейший петербургский купец и будущий первооткрыватель Трои Генрих Шлиман; здесь открыли легендарные школы Эмилия Шаффе и Карл Май, устроил свою знаменитую аптеку Василий Пель. На протяжении всего императорского периода петербургской жизни на Васильевском острове функционировало большое количество немецких предприятий – от фабрик по производству фортепиано до заводов компании «Сименс и Гальске»; крупнейшие медицинские учреждения (родовспомогательный Александровский приют, Повивальный институт под руководством Дмитрия Отта). Центрами духовной жизни василеостровских немцев стали церковь Святой Екатерины (8 тыс. прихожан по состоянию на 1909 г.) и собор Святого Михаила (2 тыс. членов общины в 1909 г.).
Немцы в районе Исаакиевской площади. Многие именитые общественные и государственные деятели, меценаты и благотворители населяли один из самых парадных районов Северной столицы – вокруг площади, где возвышается прекрасный храм, некогда главная церковь России. Здесь жили и работали всемирно известный придворный ювелир Карл Фаберже; президент Академии художеств и основатель гальванопластических предприятий Максимилиан Лейхтенбергский; прусский посланник в России и будущий первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк; крупнейший российский финансист, промышленник и благотворитель, строитель железных дорог и создатель знаменитой петербургской Художественно-промышленной академии барон Александр Штиглиц. Неподалеку функционировали такие знаменитые общества, как Шустер-клуб и Общество немецких ремесленников «Пальма».
Немецкий некрополь Петербурга. Первое петербургское лютеранское кладбище появилось еще в 1703 г. в Кронштадте. Другое иноверческое кладбище было устроено в 1711 г. на Выборгской стороне, получив название Сампсониевского – по находившейся рядом одноименной церкви. Расходы на содержание кладбища несла община Святого Петра. Именно здесь были похоронены первые архитекторы Петербурга немецкого происхождения. Впоследствии для погребения умерших отвели территорию на берегу реки Смоленки – так появилось знаменитое Смоленское лютеранское кладбище, относившееся к общине Святой Екатерины. Именно здесь находятся могилы многих видных деятелей немецкого происхождения; в их числе Егор Канкрин, Карл Нессельроде, известный педагог и основатель легендарной школы Карл Май, садовник и ботаник Эдуард Регель, астроном Федор Шуберт.
Самое крупное и известное лютеранское кладбище – Волковское – было устроено по официальной просьбе Петрикирхе на Московской стороне, на набережной реки Волковки, и принадлежало общинам Святого Петра и Святой Анны. Среди знаменитостей, погребенных на Волковском кладбище, – основатель славяноведения Александр Востоков; один из первых российских педиатров, инициатор создания и главный врач первой петербургской детской больницы Карл Раухфус; представители известной династии Пелей, чья легендарная аптека стала одним из крупнейших научных и медицинских центров Петербурга.
Петербургские немцы в годы мировых войн. В июле – августе 1914 г. для немецкой общины в Петербурге начался период тяжелых испытаний. Следствием Первой мировой войны стали многочисленные антигерманские выступления; начались погромы, одному из которых подверглось посольство Германии на Исаакиевской площади. Закрылись немецкие редакции и другие учреждения. В общественных местах запрещалось говорить по-немецки, и даже город был переименован в Петроград.
После революции значительное количество семей, имевших немецкое происхождение, эмигрировали или подверглись репрессиям, разделив судьбу большинства малых народов; многих в принудительном порядке выселили из Ленинграда в 1941–1942 гг. И всё же некоторые потомки петербургских немцев продолжали жить в городе и в годы блокады, уравнявшей всех петербуржцев под знаком лишений, мук голода и холода, ужасов войны и героической обороны Ленинграда.
Немцы и Петербург сегодня. Знаменательным для истории петербургских немцев стал 1989 год, когда было создано Ленинградское немецкое общество. С тех пор в Северной столице началось полноценное возрождение утраченных связей с Германией. В настоящее время крупными центрами развития этого культурного диалога и изучения наследия петербургских немцев выступают Русско-немецкий Центр встреч при Петрикирхе, и Гёте-Институт.